Международная транспортная логистика

+375 (17) 336-43-72

+375 (17) 336-43-71 Факс

ТАМОЖНЯ СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И СОХРАНЯЕТ КАЧЕСТВО КОНТРОЛЯ

Ожидаемое вступление в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) позволит существенно сократить время совершения таможенных операций при сохранении качества совершаемых форм таможенного контроля. Тем самым сокращаются издержки субъектов хозяйствования и расширяются возможности для активизации внешнеторговых отношений. За счет чего это достигается? Ответ на этот вопрос представим подробнее. 1. Электронное декларирование В соответствии с п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование будет осуществляться только в электронной форме. Исключением из этого правила являются следующие случаи, когда декларация подается в виде документов, составленных на бумажных носителях: 1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; 2) в отношении товаров для личного пользования; 3) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; 4) в отношении транспортных средств международной перевозки; 5) при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов; 6) в иных случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией. Также декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность принять декларацию в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии и т.д. В настоящее время декларирование в равной степени может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Тем самым существенно сокращается время на предоставление таможенных документов и снижается субъективизм конкретных должностных лиц при выпуске товаров. Эта норма позволяет сократить время представления таможенных деклараций в таможню. 2. Представление документов Согласно п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС подача декларации на товары не будет сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней. Тем самым фактически исключается необходимость посещения работниками субъектов хозяйствования таможенных органов. Однако в соответствии с п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС эти документы должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в случаях предварительного декларирования товаров, неполного таможенного декларирования, периодического таможенного декларирования, а также таможенного декларирования товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации. Однако следует обратить внимание на то, что представление таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, необходимо в тех случаях, когда декларация на товары подается на бумажном носителе. Кроме того, согласно ст. 80 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов. В таком случае лица указывают информацию об этих документах и (или) сведениях в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом. Информация о возможности получения таких сведений, необходимых для совершения таможенных операций, доводится до общего сведения путем размещения на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет. Кроме того, таможенные органы не вправе отказывать в принятии документов по причине наличия опечаток или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах данные, влияющие на принятие таможенным органом решений. 3. Срок выпуска товаров 3.1. 4 часа. Существенно сокращены сроки выпуска товаров. Так, в соответствии с п. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Если же таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, то регистрация осуществляется в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа. Заметим, что в настоящее время срок выпуска товаров не должен превышать 1 рабочего дня, а при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта - 4 часа. 3.2. 1 рабочий день. Статья 119 ТК ЕАЭС позволяет произвести выпуск не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если наступило одно из следующих обстоятельств: 1) таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; 2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации; 3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации. Рассмотрим каждое из этих оснований более подробно. В соответствии с п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих информацию, заявленную в таможенной декларации, таможенный орган вправе запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в графе 44 декларации на товары. Заметим, что при запросе этих сведений таможенный орган не разъясняет его причины декларанту. Запрошенные документы должны быть представлены декларантом не позднее чем за 4 часа до истечения 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Согласно п. 6 ст. 80 ТК ЕАЭС необходимые документы представляются в виде электронных документов или документов на бумажном носителе. В случае непредставления документов таможенный орган выдает отказ в выпуске товаров в соответствии со ст. 125 ТК ЕАЭС. Согласно ст. 112 ТК ЕАЭС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, декларант вправе подать мотивированное обращение в таможенный орган. Оно представляется до выпуска товаров в виде электронного документа или документа на бумажном носителе. Однако это обращение не может быть подано, если к моменту его получения таможенный орган: 1) запросил документы и (или) сведения в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС; 2) уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра; 3) принял решение о проведении таможенного осмотра; 4) назначил проведение таможенной экспертизы. Вне зависимости от этих обстоятельств можно изменять (дополнять) сведения, заявленные в таможенной декларации, если это связано с изменением сведений о месте нахождения декларируемых товаров либо с исправлением опечаток или грамматических ошибок, которые не влияют на выпуск товаров. Заметим, что положения ТК ЕАЭС позволяют также проводить по инициативе декларанта изменение сведений, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений. В настоящее время это не допустимо. Вопрос: Организация ввезла мандарины. Ошибочно в графе 31 декларации на товары указала наименование товара "клементины". Можно ли внести изменения в декларацию? Ответ: Нет, нельзя. Мандарины и клементины декларируются в разные товарные подсубпозиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). А в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений об иных товарах, чем товары, которые были указаны в этой зарегистрированной таможенной декларации. На основании п. 2 ст. 112 ТК ЕАЭС, если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения законодательства, которые при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров (т.е. не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации). В настоящее время в этих случаях таможенный орган выдает отказ в выпуске товара. Эта норма также сказывается на сокращении времени выпуска товаров. При этом ст. 125 ТК ЕАЭС предусмотрено, что только при невыполнении этого требования таможенный орган выдает отказ в выпуске товара. Справочно. После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится уже по решению (а не на основании требования) таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе применяется корректировка декларации на товары. В настоящее время порядок заполнения корректировки декларации на товары определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии". Корректировка декларации на товары по-прежнему будет являться неотъемлемой частью такой декларации на товары. 3.3. 10 рабочих дней. Пунктом 4 ст. 119 ТК ЕАЭС допускается продлить срок выпуска товаров с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих на время, необходимое для: 1) проведения или завершения начатого таможенного контроля; 2) выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации; 3) предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений или при назначении таможенной экспертизы. В этом случае выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Важно. Этой нормой теперь вправе воспользоваться субъект хозяйствования также при представлении документов, затребованных таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации. 3.4. На срок проведения проверки. Если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в ранее указанные сроки выпуска и выпуск товаров до завершения проверки документов и сведений не может быть произведен в случае, предусмотренном п. 5 ст. 121 ТК ЕАЭС, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих на срок проведения такой проверки. При этом таможенный орган направляет декларанту или таможенному представителю уведомление о таком продлении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения. Заметим, что в настоящее время подобная норма в Таможенном кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) не предусмотрена. Эта норма фактически способствует поддержанию качества проводимого контроля на прежнем уровне. 3.5. На срок проведения экспертизы. В случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем ранее указанные сроки выпуска, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо выпуск товаров не может быть произведен, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, на срок проведения таможенной экспертизы. При этом таможенный орган направляет декларанту или таможенному представителю уведомление о таком продлении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения. Эти положения также не содержатся в ТК ТС. 3.6. Приостановление срока выпуска. ТК ЕАЭС, так же как и ТК ТС, содержит нормы, позволяющие таможенным органам применять меры для борьбы с ввозом контрафакта. В частности ст. 124 ТК ЕАЭС установлено, что срок выпуска товаров может быть приостановлен на 10 рабочих дней, если таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, этот срок продлевается таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней в случае, если эти лица, обратились в уполномоченные органы за защитой своих прав. Соответствующие решения принимаются руководителем (начальником) таможенного органа или уполномоченным им лицом, о чем не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия этого решения о приостановлении срока, уведомляется декларант и правообладатель или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей. 4. Выпуск товаров до завершения проверки документов и сведений 4.1. Общие вопросы. В соответствии с п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные декларантом по запросу таможенного органа, не содержат необходимые сведения или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений законодательства, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах. Важно. Нормы ТК ЕАЭС предусматривают возможность "двойного" запроса документов у декларанта: первый раз истребуются документы, которые заявлены в графе 44 декларации на товары (см. раздел 3.2 настоящей статьи), а второй раз - когда проведена проверка этих документов и в них обнаружены ошибки, нестыковки или обнаружены признаки нарушений. При этом "второй" запрос должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений. Соответственно, в этом случае сроки выпуска товаров могут быть продлены до 10 рабочих дней. В последующем возможен еще один запрос документов, о чем ниже. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств. Запрошенные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом не позднее 9 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - 4 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации). Документы и (или) сведения должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах. Запрос о предоставлении документов и информации влияет на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (например, при проверке таможенной стоимости товаров, их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, при проверки обоснованности использования льгот и т.п.), таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров до завершения проверки документов и (или) сведений. При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В свою очередь нормой ст. 121 ТК ЕАЭС теперь будет предусмотрена возможность выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров. Он будет осуществлен при условии, что: - уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары; - предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которые могут дополнительно подлежать уплате: по результатам таможенного контроля, таможенной экспертизы; проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров исходя из стоимостной основы, взятой на основании: 1) информации о стоимости товаров того же класса или вида, имеющейся в распоряжении таможенного органа; 2) таможенной стоимости товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности; 3) таможенной стоимости товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений. Важно. Заметим, что в настоящее время такой выпуск предусмотрен только в случае проведения дополнительной проверки таможенной стоимости импортированных товаров либо в случаях, когда таможней назначена и проводится экспертиза. Таким образом, с 1 января 2018 г. будет перечень этих случаев расширен. Таким механизмом можно будет воспользоваться в тех случаях, когда у таможенных органов возникли вопросы к представленному сертификату о происхождении товаров и тарифная преференция предоставлена быть не может, когда отсутствует полный пакет документов для предоставления льгот по уплате налогов, пошлин, когда имеются сомнения в правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и в иных случаях. В случае если запрошенные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в указанный срок и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со ст. 125 ТК ЕАЭС. При этом такое обеспечение не предоставляется если: 1) декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор; 2) в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Кроме того, если таможенные операции от имени и по поручению декларанта совершает таможенный представитель и такой таможенный представитель несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности тоже может не предоставляться при соблюдении условий, определяемых Комиссией, а до их определения Комиссией - законодательством государств-членов. Справочно. В настоящее время такое решение Комиссией пока не принято. Также отсутствуют соответствующие нормы и в национальном законодательстве. Поэтому это положение применяться на практике не может. Заметим, что выпуск товаров до завершения проверки документов и сведений не может быть применен, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на возможность применения: - в отношении товаров запретов и ограничений. Заметим, что в соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором и (или) законодательством государств-членов; - мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со ст. 50 Договора иные пошлины. В случае если в результате проверки полученных таможенным органом документов, проведения форм таможенного контроля (экспертизы) подтверждается достоверность и (или) полнота проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров. Однако если представленные объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров. При отказе выполнить это требование декларанту выдается отказ в выпуске товаров. Также заметим, что документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в установленный срок, могут быть представлены декларантом после выпуска товаров до завершения проверки документов и сведений в течение 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Справочно. Эта норма не распространяется на случаи, когда таможенный орган направил запрос (запросы) в органы, выдавшие и (или) уполномоченные проверять сертификат о происхождении товара. При этом их проверка завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления этих документов, а если они не представлены в установленный срок - со дня истечения данного срока. Однако если представленные документы и (или) сведения не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения указанного срока вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах. Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса. Справочно. Таким образом таможенный орган в соответствии с нормами ТК ЕАЭС вправе трижды истребовать документы у декларанта при подаче декларации на товары и выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений. Если же выпуск товаров до завершения проверки документов и сведений не производится, то запросов документов и сведений только два. Это сделано исключительно в целях сокращения количества выдаваемых таможенными органами отказов в выпуске товаров, а также обеспечения большей внимательности при корректировке сведений в декларациях. Следовательно, данный механизм также будет способствовать ускорению выпуска товаров и повышению качества работы таможенных служащих. Если представленные документы и (или) сведения, результаты таможенного контроля и (или) таможенной экспертизы подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В противном случае таможенный орган на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимает решение (справочно: а не требование) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации. 4.2. Расчет обеспечения. Порядок составления и направления декларанту расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин регламентируется следующими решениями коллегии Комиссии: - от 04.09.2017 N 112 "О расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин" (далее - Решение N 112); - от 12.09.2017 N 117 "О структуре и формате расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин". Согласно Порядку заполнения расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденному Решением N 112, расчет может составляться в виде электронного документа или на бумажном носителе. Следует обратить внимание, если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится таможенным органом в отношении сведений: - о классификации товара - то в графе 6 "Код товара" указывается 10-значный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, которым может быть классифицирован товар по результатам проведения таможенного контроля и исходя из которого рассчитывается размер обеспечения; - о происхождении товара - то в графе 7 "Код страны происхождения" указывается код страны происхождения товара, происхождение товара из которой может быть определено (подтверждено) по результатам проведения таможенного контроля и исходя из происхождения из которой рассчитывается размер обеспечения. При этом, если размер обеспечения рассчитывается исходя из происхождения товара с территории Европейского союза, указывается 2-значный код, состоящий из букв латинского алфавита "EU". Если происхождение товара неизвестно, вместо кода проставляется два нуля "00"; - о заявленных льготах - то в графе 8 "Льготы и преференции": элемент 2 (в отношении сведений о заявленных льготах по уплате таможенных пошлин и (или) тарифных преференциях) - указываются буквы "ОО"; элемент 3 (в отношении сведений о заявленных льготах по акцизу (акцизам)) - указывается буква "О"; элемент 4 (в отношении сведений о заявленных льготах по уплате налога на добавленную стоимость) - указываются буквы "ОО"; - в отношении сведений о весе нетто товара - то в графе 9 "Вес нетто (кг)" указывается масса нетто товара в килограммах, которая может быть определена по результатам проведения таможенного контроля и исходя из которой рассчитывается размер обеспечения; - в отношении сведений о количестве товара в дополнительной единице измерения (например, в штуках, литрах, унциях и т.п.) - то в графе 10 "Дополнительная единица" указывается количество товара в дополнительной единице измерения, которое может быть определено по результатам проведения таможенного контроля и исходя из которого рассчитывается размер обеспечения; - в отношении сведений о таможенной стоимости товара - то в графе 11 "Таможенная стоимость" указывается величина стоимостной основы для расчета размера обеспечения. Вопрос: Как узнать из расчета, какую проверку проводит таможенный орган и на основании каких документов производится расчет обеспечения? Ответ: Соответствующие сведения указаны в графе 12 "Код проверки" расчета. В частности, в ней указывается 6-значный цифровой код проверки таможенных, иных документов и (или) сведений: - элемент 1 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении сведений о количестве (весе) товара и (или) о количестве товара в дополнительной единице измерения, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится; - элемент 2 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении сведений о происхождении товара и (или) тарифных преференциях, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится; - элемент 3 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится; - элемент 4 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении сведений о таможенной стоимости товара, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится; - элемент 5 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении сведений об исчислении таможенных, иных платежей, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится; - элемент 6 - указывается "1" при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении сведений о применении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, "0" - если в отношении таких сведений проверка не проводится. Кроме того, в графе 13 "Дополнительная информация, представленные документы" расчета отражаются сведения об источниках информации, на основании которой в соответствующие графы расчета обеспечения внесены иные, чем указанные в декларации на товары, сведения, исходя из которых рассчитывается размер обеспечения. Сведения о размере обеспечения уплаты таможенных платежей в разрезе каждого вида платежа по всем товарам, указанным в декларации на товары, отражаются в графе 16 "Размер обеспечения по всем товарам". Эти сведения формируются по следующей схеме: - элемент 1 - код вида таможенного, иного платежа в соответствии с классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; - элемент 2 - сумма величин, указанных в подразделах "Изменения" графы 15 расчета обеспечения по соответствующему виду таможенного, иного платежа; - элемент 3 - код валюты платежа. В свою очередь, в графе 17 "Итого размер обеспечения" отражается полный размер обеспечения по всем товарам и в разрезе всех платежей. 5. Автоматический выпуск Пунктом 2 ст. 118 ТК ЕАЭС предусмотрено, что выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе. При этом согласно ч. 2 п. 6 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов. Очевидно, что ТК ЕАЭС тем самым предусматривает возможность проведения автоматического выпуска, таким образом, ускоряя сроки совершения таможенных операций и исключая субъективизм при их проведении. 6. Выпуск до подачи таможенной декларации В ТК ЕАЭС существенно расширен перечень случаев, когда допускается осуществлять выпуск товаров до подачи декларации на товары. В частности, к выпуску товаров до подачи декларации на товары могут быть заявлены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 1 ст. 120 ТК ЕАЭС): 1) товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо для проведения учений, товары, подвергающиеся быстрой порче, а также животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, товары, предназначенные для показа на международных выставочных мероприятиях, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации, необходимые для ремонта и (или) поддержания безопасной эксплуатации транспортных средств международной перевозки запасных частей, двигатели, расходные материалы, оборудование, инструменты, валюта государств-членов, иностранная валюта, иные валютные ценности, драгоценные металлы, в том числе золото, ввозимые национальными (центральными) банками государств-членов и их филиалами, и другие товары, определенные Комиссией; 2) товары, ввозимые в рамках реализации инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с законодательством государств-членов (т.е. товары, ввозимые в соответствии с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь"); 3) категории товаров по перечню, утверждаемому Комиссией. Заметим, что национальным законодательством или решениями Комиссии перечень случаев выпуска товаров до подачи таможенной декларации может расширяться. Подводя итог публикации, можно заметить, что в настоящее время приняты реальные меры по автоматизации совершения таможенных операций, а также по сокращению сроков выпуска товаров. Однако проводимые мероприятия никоим образом не должны сказаться на качестве проводимого таможенного контроля. Соответственно, необходимые меры также предусмотрены в ТК ЕАЭС. Все новости